Узундара:- что может быть прекраснее танца невесты?
Старинный танец, пройдя сквозь века, остается неизменным свадебным атрибутом и как ничто иное подчеркивает красоту, нежность и скромность армянской невесты.
Старинный танец, пройдя сквозь века, остается неизменным свадебным атрибутом и как ничто иное подчеркивает красоту, нежность и скромность армянской невесты.
Узундара (Ուզունդարա) — один из любимых армянами традиционных женских танцев, танец невесты. Его можно исполнять как сольно, так и группой. Грациозные, плавные движения этого танца подчеркивают женственность и красоту девушек, плывущих будто лебеди по глади пруда.
Много веков назад танец узундара зародился в Карабахе. По некоторым сведениям, он достался нам в наследство от персидского присутствия в регионе («узун дара» — в переводе «длинное ущелье», через которое проходила невеста, покидая отчий дом). Будучи популярным, танец распространился по всему Закавказью, его танцевали на территории Армении, современного Азербайджана, Грузии и исполняют по сей день на свадебных торжествах. В XIX — начале ХХ века узундара был истинно городским, излюбленным танцем в Тифлисе. Известная грузинская танцовщица Нина Цицишвили в 1910-е годы познакомила с ним петербургскую публику, которая с восторгом принимала изысканный «восточный» танец. Надо сказать, что каждый народ, исполняющий узундару, делает это по-своему, но даже неискушенный зритель, далекий от многообразия и нюансов «восточных» хореографических традиций, всегда узнает сложившийся столетиями армянский неповторимый стиль — как в музыке танца, так и в его движениях.
Армянский свадебный обряд был богатым на разные танцы. «Ширхани танцевали за день до свадьбы в кругу при купании в молоке и одевании в брачный наряд невесты. Следующим танцем был карлоси-прке — его танцевали при выходе из отчего дома. Затем исполнялась узундара, когда действующим лицом становилась невеста. Очередным во время брачного обряда был танец харсна-пар — это уже когда невесту забирали в дом жениха», — рассказывает Лиана Кашаванидзе, руководитель детско-юношеского ансамбля «Ванк», хореограф-постановщик армянских народных танцев.
Много веков назад танец узундара зародился в Карабахе. По некоторым сведениям, он достался нам в наследство от персидского присутствия в регионе («узун дара» — в переводе «длинное ущелье», через которое проходила невеста, покидая отчий дом). Будучи популярным, танец распространился по всему Закавказью, его танцевали на территории Армении, современного Азербайджана, Грузии и исполняют по сей день на свадебных торжествах. В XIX — начале ХХ века узундара был истинно городским, излюбленным танцем в Тифлисе. Известная грузинская танцовщица Нина Цицишвили в 1910-е годы познакомила с ним петербургскую публику, которая с восторгом принимала изысканный «восточный» танец. Надо сказать, что каждый народ, исполняющий узундару, делает это по-своему, но даже неискушенный зритель, далекий от многообразия и нюансов «восточных» хореографических традиций, всегда узнает сложившийся столетиями армянский неповторимый стиль — как в музыке танца, так и в его движениях.
Армянский свадебный обряд был богатым на разные танцы. «Ширхани танцевали за день до свадьбы в кругу при купании в молоке и одевании в брачный наряд невесты. Следующим танцем был карлоси-прке — его танцевали при выходе из отчего дома. Затем исполнялась узундара, когда действующим лицом становилась невеста. Очередным во время брачного обряда был танец харсна-пар — это уже когда невесту забирали в дом жениха», — рассказывает Лиана Кашаванидзе, руководитель детско-юношеского ансамбля «Ванк», хореограф-постановщик армянских народных танцев.
Традицией было танцевать узундару на обручение. В этот день родственники с обеих сторон, взяв дары для невесты, собирались в доме жениха. По завершении застолья гости переходили в дом родителей будущей жены, где молодая исполняла этот обрядовый танец, после чего совершался ритуальный увод женихом возлюбленной из родительского дома.
Кроме того, узундара и поныне исполняется в Трндез. На праздник собираются молодожены, после посещения церкви пары выходят к костру, который символизирует тепло нового очага, созданного ими при вступлении в брак, затем выходят девушки, одетые в традиционные наряды, и танцуют узундару. По окончании танца молодые пары, трижды прошедшие вокруг костра, по очереди прыгают через него.
Кроме того, узундара и поныне исполняется в Трндез. На праздник собираются молодожены, после посещения церкви пары выходят к костру, который символизирует тепло нового очага, созданного ими при вступлении в брак, затем выходят девушки, одетые в традиционные наряды, и танцуют узундару. По окончании танца молодые пары, трижды прошедшие вокруг костра, по очереди прыгают через него.
В наши дни армянские невесты с удовольствием радуют этим танцем своих возлюбленных и гостей во время свадьбы. Нередко они исполняют его вместе с другими девушками, одетыми в национальные костюмы, — своими подругами и сестрами. Танец невесты — пожалуй, самый ожидаемый момент свадебного торжества, который становится для жениха приятным сюрпризом и дорогим незабываемым подарком, а для девушки — своего рода бенефисом самого главного дня в жизни. Одна из прекраснейших старинных традиций гармонично вплелась в сегодняшний день и бережно хранится армянским народом.
К слову, нежную, выразительную мелодию узундары Арам Хачатурян включил в балет «Гаяне»https://www.youtube.com/watch?v=VLlXaxgeiXY
Комментарии
Отправить комментарий