🔵1909 թ. Մարտի 3-ին Թիֆլիսի Արքունական թատրոնի դահլիճում տեղի է ունենում Սկոբելեևյան կոմիտեի կազմակերպված` տարբեր դավանանքի պատկանող երգչախմբի համերգը: Կոմիտասի ղեկավարությամբ Ներսիսյան դպրոցի հայ երգչախումբը գրավում է առաջին տեղը։
КОНКУРС В ТИФЛИСЕ
Из воспоминаний Шара Тальяна (1893—1965)
«Это были 1906—1908 годы (точно не помню), когда в Нерсисянском училище им. Макара Екмаляна учителями музыки были Александр Мамаджанян, затем на короткое время — Антон Маилян, а в эти годы — знаменитый скрипач Давид Давтян, но достойный дирижер, который бы руководил хором, пока не нашелся.
Наш хор продолжал действовать в лучших вокальных традициях, оставленных его руководителем, известным композитором, мастером хорового искусства, дирижером Макаром Екмаляном. Выступлениями хора руководили ученики Екмаляна.
Вот в таких неблагоприятных условиях оказался наш хор, в котором я пел в качестве первого голоса — дискантом (высокий детский певческий голос).
Когда в Тифлисе был объявлен конкурс духовного хорового пения в концертном исполнении, который должен был пройти в Оперном театре, к участию в нем готовились русские, грузинские, немецкие и другие хоры. Времени на подготовку было очень мало. Управление Нерсисянского училища обратилось к Комитасу с просьбой возглавить это дело.
Комитас согласился и приехал из Эчмиадзина в Тифлис. Оставалось всего две недели, и Комитас перешел к делу. Мы были готовы к выступлению в срок. Богато украшенное здание Оперного театра, которое многие из наших студентов видели впервые, находящиеся внутри него управляющие-княгини, генералы и другие роскошно одетые дамы и кавалеры оказали на нас сильное впечатление, поскольку мы — все учащиеся — были детьми из неимущих семей и все это было для нас непривычным.
Очевидно, мы произвели на окружающих огромное впечатление своей очень разношерстной простой одеждой, поскольку у нас не было форм, сшитых из дорогих тканей, как у других участников. Наш руководитель Комитас своей скромной внешностью, нарядом и повадками также не мог оставить особого впечатления и не мог внушать доверие.
Следствием всего этого, надо полагать, явилось то, что перед началом концерта участников других хоров угощали молоком, чаем, выпечкой и сладостями, на нас же никто не обращал внимания, и наше выступление поместили в самый конец программы. Мы терпеливо наблюдали за отношением к себе и, собравшись в одной комнате, ждали своего выступления.
Ожидание было долгим, мы устали, и то, как другие угощались, естественно, вызывало в нас ревность.
Наконец настала наша очередь. Мы вышли на сцену. В моей памяти осталось искусство Комитаса по руководству группой: он был очень сдержан в движениях, поле его движения было очень маленьким, но он обучил нас так, что даже мало-мальски широкого движения хватало, чтобы мы достигли сильного форте (полная сила звука).
И вот, мы все стоим как один человек, дышим в унисон, казалось, что и моргаем мы тоже вместе и загипнотизированно, с большим благоговением, смотрим на нашего любимого руководителя Комитаса.
Первая партия была исполнена. Бурные аплодисменты зала были подобны неожиданному взрыву бомбы. Таким образом, все партии и аплодисменты общества, ликования и восклицания превращаются в овации.
Наше выступление окончено, концерт окончен. Большая толпа из зала движется в сторону сцены, где не только чествуют, говорят слова благодарности, выражают восхищение нашему музыковеду, но удостаивают вниманием всех участников группы. Они целуют певцов и угощают нас сладостями, которыми были полны их карманы, а затем приглашают нас на особенный ужин.
Армянский ансамбль Комитаса, подготовленный в течение двух недель, занял первое место в конкурсе исполнения духовных песен».
1909 թ. Փետրվարի վերջ — Ներսիսյան դպրոցի հրավերով Կոմիտասը Էջմիածնից Թիֆլիս է գնում` ղեկավարելու Ներսիսյան դպրոցի երգչախմբի մարտի 3-ին տալիք հոգևոր համերգը:
Մարտի 3, Թիֆլիս — Արքունական թատրոնի դահլիճում տեղի է ունենում Սկոբելեևյան կոմիտեի (բարեգործական նպատակով) կազմակերպված` տարբեր դավանանքի պատկանող երգչախմբի համերգը: Ելույթ են ունենում ռուսական, վրացական, կաթոլիկ ական և հայկական երգեցիկ խմբերը: «Հոգեւոր համերգի մէջ բոլորին գերազանցեցինք հայերս», -գրում է այդ համերգի մասին Կոմիտասը Ա.Չոպանյանին:
Մարտի 4 — Ներսիսյան դպրոցի դահլիճում, աշակերտների համար Կոմիտասը կարդում է «Հայ ժողովրդական երգն ու հոգևոր երաժշտությունը, նրանց միջև եղած կապը» թեմայով դասախոսություն:

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

«ԵԿԵՂԵՑԻՆ ՀԱՅԿԱԿԱՆ» - երգ, խոսք՝ ՎԱՀԱՆ ԹԵՔԵՅԱՆԻ Դաշնակահար` ԱՆԱՀԻՏ ՄԵ...