Хочу предложить вашему вниманию несколько историй из далеких 90 годов....о службе в горах Нагорного Карабаха....горы сами по себе прекрасны и мистические....хотя бывают мрачными и ужасными....особенно если там идет война.... Духи гор
    Пролог. ....Вот и закончились курсантские будни.Вчера на плацу мне торжественно вручили погоны лейтенанта.Таких счастливчиков,как я,было не так уж много,остальные остались довольствоваться званием младшего лейтенанта.Сегодня последний раз посидим в ближайшей,дешевой кафешке и вскоре разъедемся в разных направлениях нашей необъятной, Советской Родины... ...Под стук колес,мирно качается вагон,вместе со мной, на боковой полке плацкарта.Еду по месту распределения, в свой артполк, в небольшой городишко Закавказья.Горы...это моя стихия,обожаю их,в них всегда дышится легко и дует ветер свободы и мира.Я ведь рожден в предгорьях Кавказа,и все мое босоногое детство прошло там,или на побережье спокойного и соленого моря,или в свежем и прохладном, предгорном лесу,возле холодных и шумных рек и ручейков....Поезд резко затормозил,так что я чудом остался лежать на верхней полке,уцепившись за что то и сонно протирая глаза.Наконец то приехали,люблю дорогу,поезда,но устаю очень быстро,хочется ступить на грешную землю и размять конечности... ...Меня встретили,как и обещали....и вот мы едем на командирском "Уазике" по горному серпантину.Как любопытный мальчишка,глазею в окно на местные достопримечательности,изредка переговариваясь с сопровождающим прапорщиком о месте моей дальнейшей службы.С его слов узнаю,что наш доблестный полк стоит на страже красивого и древнего города Шуши и переправы через могучую горную реку,что последнее время в жизнь мирного города,как то неожиданно ворвался "временный" военный конфликт,разорвавший спокойствие и умиротворение,некогда тихого городка и близлежащих горных селений.Но у нас все классно и все под контролем,и меня поселят не в палаточном городке,а в цивильном офицерском общежитии,а если захочу пригласить свою жену,то выделят двухкомнатную квартиру...... ....Я умилялся пейзажами,мелькающими в окне и не старался вдаваться в подробности,ведь служба только начиналась,не скажу чтоб это была мечта всей моей жизни,но это путь моего деда и прадеда.Отец,правда,пропустил карьеру офицера,по его словам,ему хватило четыре года службы в морской пехоте на острове Русском....Вот и моя часть.Да,прапор не соврал,общага выглядела вполне прилично изнутри,не смотря на фасад с обсыпанной штукатуркой и пулевыми выбоинами.Часть состояла из нескольких казарм и домов офицеров,постройки хрущевских времен и палаточного городка,расположенного в лесистом горном ущелье.Парк наших красавиц БМ-21 был тоже замаскирован и находился в километре от городка.Остаток дня прошел спокойно,со знакомством с командирами и сослуживцами моего дивизиона.Оказывается приказом командира части меня назначили командиром взвода разведки второго реактивного дивизиона,хотя обучался я не много по другому профилю.....Мой предшественник,старший лейтенант Абазян пропал по неизвестным обстоятельствам.Проводил жену с детьми на ж/д вокзал и на обратном пути к части потерялся и он и водитель и штабной "уазик"....Извините за столь длинную пред историю,писатель из меня никудышний,не на того учился,а вот по поводу моей профессии и дальнейших событиях...судите сами....... 1. .....Это уже моя третья разведка за службу.Снова идем в горы группой из семи человек.Наша задача определить огневые точки противника и радировать нашим батареям.Вторая разведка не удалась,хотя вычислили и подавили две минометные батареи,но потеряли радиста,домой принесли,думали выживет,но что то пошло не так и он через два дня умер.Перед смертью сказал,что видел Духа гор,и тот предрек ему смерть.По этому сегодня я не командир.Старшим группы назначили капитана Овсиенко из особого отдела.....И вот мы идем по горным тропкам,наслаждаясь свежестью и тишиной гор.Тишина такая,что она,как червяк внедряется в твой мозг и плавно скользит там,щекоча извилины,ты умиляешься и умиротворяешься,что хочется приземлиться на свои булки и устроить пикник,мирно беседуя,забыв про войну и про то,каким боком ты тут оказался.Макушки деревьев мерно качаются,впереди шумит быстрый ручей.Стараемся ступать шаг в шаг,береженого бог бережет,бывают растяжки, или другая хрень,по сложнее,бережем силы,ведь после перехода ручья ожидается крутой подъем.Подойдя к ручью спугнули пару водоплавающих птиц,которые резко взлетели,выкрикивая маты на своем птичьем языке.Ручей не широкий,метра четыре в ширину и не глубокий,зато очень быстрый.При переходе надо усиленно держать равновесие и твердо ступать на скользкие камни.Группа осторожно вошла в воду,местами она доходила до колен и не смотря на августовскую жару,пронизывало до костей жгучим холодом.Я шел замыкающим,бережно придерживая за приклад свою "свд-шку".Передо мной шел сержант Галиулин с рацией через плечо.Перед выходом он подскользнулся и упал на колено.Я идя сзади поторопился и подтолкнул его и рацию на берег,без нее мы ни кто и ни что.От такого толчка я тоже подскользнулся и меня отбросило назад,и я плашмя рухнул в ручей на спину,ударившись о камень, в аккурат темечком.Миллион разноцветных искорок промелькнули перед моими глазами,шум ручья усилился многократно,на секунду я увидел голубое небо,с двумя светящимися,ярко красными точками.Кто то протянул руку и я резко встал,благо оставалось два шага до берега.Башка конечно же трещала,а из шишки на затылке выступила кровь.Это надо же было так облажаться перед особистом,но он молчал и не подтрунивал.Слив воду из берц и слегка отжав промокшие шмотки,группа двинулась дальше...... .....Начинало темнеть. -Здесь рядом есть пещера.:-доложил радист Галиулин:-Мы здесь как то дождь пережидали со старлеем Абазяном,да и сейчас,вроде начнется.Над высоткой стягивались тучи,где то вдалеке уже громыхало и блестели стрелы молний. -Давайте все вовнутрь!-скомандовал капитан:-Утром выдвигаемся,на входе караулим по очереди,по одному часу.Разведчики вошли в пещеру,вернее это была узкая расщелина в скале,но поместились все.Я прилег на бок на плоский камень.Голова гудела,начало лихорадить.Накрылся с головой плащ-палаткой и сразу вырубился....Проснулся от того,что кто то меня тормошит. -Товарищ лейтенант,вставайте,ваша очередь в караул.-тихо проговорил сержант.Я,продрав слипшиеся глаза, пошел ко входу в пещеру.Дождь слегка моросил,на небе проглядывали несколько,мутно светящихся звезд.Легкий ветерок шевелил терновый куст и пелена тумана стелилась по острым камням.Вдали показались две ярко красные точки,которые быстро приближались ко мне.Сделав пару глотков воды из фляжки,отупело протер глаза.Передо мной стоял высокий солдат в мокрой плащ палатке. -Ты из какого полка и как здесь оказался?-спросил я и вытащил из кобуры "макаров". -Ты что,Сань,не узнал?-улыбаясь сказал солдат,снимая мокрый капюшон,из под которого обнажилась густая,рыжая шевелюра,белозубая улыбка и светящиеся от радости глаза. -Тьфу ты,Ромка? Не думал,не ждал,что когда то свидимся,уже шесть лет прошло как мы расстались.Тебя вроде как в Афган определили?......... 2. .....Ромка,Ромка,высокий рыжеволосый ефрейтор с голубыми глазами.Служили мы вместе в ГСВГ,в далеком чужом городе Магдебурге.Я тогда еще в духах ходил,а он уже черпачил .По всей части ходил,фаловал всех писать рапорта,чтоб добровольцами в Афган пойти. -Чем мы тут занимаемся:-убеждал он:-плац метем,да бордюры красим,да бес толку сбиваем сапоги,на строевой подготовке.Там хоть нормальная,мужская работа,надо помочь братскому народу. Его доводы казались убедительными и вскоре на стол замполита полка легли 45 рапортов.Замполит,не высокий,коренастый подполковник,с черной тросточкой,недавно перевелся к нам в часть из далекого Кандагара,не стал откладывать в долгий ящик и рассмотрел все рапорты.В итоге пять человек,в том числе и Ромка были отправлены по месту дальнейшей службы.А остальные получили ответ :"что вы находитесь на передних рубежах своей Родины и она нуждается в вас именно здесь"...... ....Да,так и было,Санек,попал я в Афган водителем "БМ-ки",даже младшего сержанта дали.А ты,гляжу,в офицеры выбился:-до селе голубые глаза Романа блеснули рубиновым цветом. Я снова протер глаза,через его плащ палатку просвечивалась гряда камней с соседней высотки.-Ромка,ты кто?-меня кинуло в дрожь. -Да,ты прав,командир,теперь я Дух гор...Не долго я повоевал.Через четыре месяца наша колонна попала в засаду на горном перевале.Помню только мощный взрыв...и я сижу на камне и вижу,как катится под откос мой "Урал",объятый пламенем.А я один и без оружия,хочу сделать шаг и не могу,все мелькает перед глазами и я лечу над ущельем,где догорает моя машина и я,зажатый в кабине...Вот так,Санек! Я слушал его с открытым ртом,думая что по мне теперь плачет институт Сербского. -Ты,гляжу,простыл.:-продолжал дух:-глотни спирта из фляжки,прогрей глотку. -Так где ж его взять,мы на задание не берем спиртное,сейчас бы с удовольствием тяпнул,может глюки пройдут.Дух трубно захохотал,его странный хохот подхватило эхо и понесло в глубь ущелья:-Рассмешил,ты меня,Сашка,давно такого со мной не было.У капитана во фляжке спирт,носом чую. Я пятясь,подошел к спящему командиру и взял его фляжку,открыл,понюхал,точно он и жадно отхлебнул из нее.Горло жгло,в язык будто воткнулись тысячи пчелиных жал.Запивая водой,глянул на вход в пещеру.Дух ни куда не делся и оставался на том же месте:-Я б тоже выпил с тобой,да не куда вливать целебные напитки,а лить на землю-грех:-дух немного приблизился ко мне:-Так я не сказал главного,лейтенант,цель моей миссии.Теперь слушай внимательно.Там внизу,в ущелье, в пяти километрах от вас перебазировалась батарея соток.Там четыре "урала" и четыре пушки.Ждут лошадей,утром будут тащить на высотку,часть боеприпасов уже там.Так что ближе к обеду накроют вас,не веришь сам глянь... ...Я пристально вгляделся в даль,на соседнюю высотку.Начинал брезжить рассвет.Далеко,не видно не зги.Вскинув винтовку,прильнул к окуляру прицела...далековато,да и туман стелется. -Ты моими глазами глянь,лейтенант!-дух приблизился ко мне и я почувствовал леденящий холод,в моем мозгу, что то забулькало и острыми иглами обожгло глаза.Зрачки расширились и в рубиновом свете я увидел солдат на высотке,складывающих ящики,а внизу стоящие машины.В голове мелькали цифры.-Ты карту открой.:-посоветовал дух.Я открыл планшет и разложил карту.Боль в голове прошла,зрение вернулось в норму,карандаш в руке самопроизвольно обвел два квадрата.-Все верно,Сань,буди своих и радируйте пока есть время.А мне пора,заболтался тут с тобой,светает уж....Из глубины пещеры вышел капитан:-Что рисуем? -Да вот,думаю,в этих квадратах вражеская батарея,надо нашим радировать. -Думаешь?И откуда такие думки?-капитан строго глянул в мои глаза:-А ну дыхни!Да ты пьян! -Никак нет,два глотка из вашей фляги отпил!:-я вытянулся перед капитаном. -Всем подъем!:-скомандовал он:-Фляги к осмотру!...Попробовав из всех фляг,убедился что везде была вода.Отпив из своей ,выяснив что там тоже вода,со злостью забросил свою в терновый куст. -Что,будем врать?Где взял спирт?И что это за точные координаты... ...Из-за тернового куста показалось веселое лицо Романа,блеснув красными глазами,он постучал костяшками пальцев по фляжке и испарился вместе с утренним туманом.Про духа гор я конечно не стал рассказывать капитану,сами понимаете,почему.Лишь молча протянул ему бинокль.Капитан,нехотя взял его и всмотрелся в дальнюю даль...-Да ты прав,лейтеха,вижу как сотку на гору тащат!Так,радист,передавай координаты,дай ему,Сань! Командир присел на корточки возле куста и достал свою фляжку.Сделав смачный глоток поперхнулся и закашлялся.До нас дошел стойкий запах спирта.-Ты что,колдун?-спросил он,когда отдышался:-Домой придем,я тебе канистру с водой поставлю,колдуй на здоровье... ...На востоке поднималось багровое солнце,постепенно освещая близлежащие высотки.Тишину утра нарушил рев и свист летящих "градов",в аккурат приземлившихся на высотке и в ущелье.Слышен был мощный взрыв,сдетонировавших снарядов.Ущелье окутал густой,черный дым,с вырывающимися языками пламени... ...С козырька пещеры шумно вспорхнул горный орел,хозяин этих мест и быстро умчался ввысь.Наступила тишина,и лишь пара черных воронов,изредка издавала гортанные звуки,паря над дымящейся высоткой... ...Разведгруппа возвращалась домой.Мы шли вниз по горной тропинке,мокрые и уставшие,но с блеском в глазах.....На встречу нам продвигались бойцы,следующие для зачистки ущелья и высотки...... © Copyright: Дед Добрый, 2015 Свидетельство о публикации №215111000043

    Комментарии

    Популярные сообщения из этого блога

    «ԵԿԵՂԵՑԻՆ ՀԱՅԿԱԿԱՆ» - երգ, խոսք՝ ՎԱՀԱՆ ԹԵՔԵՅԱՆԻ Դաշնակահար` ԱՆԱՀԻՏ ՄԵ...