Житие и мученичество Асана Джалала Вахтангяна, князя Хаченского
Незадолго после своего освобождения от ига турок-сельджуков Армения подверглась первому по счету нашествию татаро-монгольских захватчиков, с 1220 г. по 1232 г. Татаро-монгольские отряды первоначально выполняли разведовательные функции, собирая сведения о Закавказье и проверяя боеготовность армий местных государств. В тот период армяне и грузины сумели оказать достойное сопротивление противнику. Однако, они не смогли остановить натиск врага во время полномасштабного татаро-монгольскoго нашествия в 1235-1236 гг.
После 1236 г., монголы заняли восточную Грузию, контролируемую Закарянами территорию Армении, a также каспийскую провинцию Ширван. Первопричина успеха монголов в Закавказье кроется в ослаблении армяно-грузинского союза после смерти Закарэ Закаряна (1212 г.), царицы Грузии Тамар (1213 г.) и Иванэ Закаряна (1234 г.).
Именно здесь и начинается история монастыря Гандзасар. Многое, что нам известно о Великом Князе сообщает Киракос Гандзакеци — армянский историк и современник Асана Джалала. Сведения о Великом Князе можно найти в следующих главах его «Истории Армении»: «О резне в землях Хаченских и о благочестивом князе Джалале»; «О церкви, которую он построил»; «О смерти благочестивого князя Джалала».
В этот период, Асан Джалал, князь Хоханаберда и Нижнего Хачена, старший сын Вахтанга-II Тангика Вахтангяна и Хоришах Закарян, утвердил свою власть над всей Страной Арцахской. Эти сведения можно подчерпнуть из обширной надписи сделанной на внутренней части северной стены Собора Св. Иоанна Крестителя монастыря Гандзасар в 1240 г. В тексте Асан Джалал Вахтангян называет себя «коренным самодержцем высокой и обширной провинции Арцах» и «царем Хоханаберда». Когда Асан Джалал женился на Мамкан, дочери правителя Царства Бахк (представителя южной ветви династии Араншахиков), ему в наследство перешла вся территория к югу от Хачена вплоть до реки Аракс. В связи с этим Асан Джалал получил титул «Царь Арцаха и Бахка».
Фамильные корни Асан Джалала определяются системой родства аристократических династий Армянского Царства, уходя далеко в глубь истории. Дедом Асана Джалала по отцу был Асан I, князь Атерка (известный также как Асан Великий) — доблестный воин сражавшийся за освобождение Армении от сельджукского ига и правивший обширными территориями на севере Арцаха. Асан I был женат на княгине Маме, дочери Кюрике Багратуни — правителя Дзорагетского Царства. В 1182 г. после блистательной военной карьеры Асан I посвятил себя монашеству в монастыре Дадиванк. Он разделил свои владения на две части, большая из которых была закреплена за отцом Асана Джалала — Вахтангом II Тангиком. Вахтанг II известен тем, что покровительствовал литератору и юристу Мъхитару Гошу, автору знаменитого «Судебника».
Асан Джалал был знаменитым строителем, и остался в истории преимущественно по причине ассоциации его имени с монастырем Гандзасар. Асан Джалал также финансировал реставрацию монастыря Кечарис в центральной Армении (в 15 км от Еревана) в 1248 г., после того как тот был разрушен монголами. Недалеко от Гандзасара, он построил несколько церквей в местности Вачар, включая приходскую церковь (1229 г.) и церковь княгини Мамкан.
Здесь уместно сделать паузу и объяснить происхождение имени Асана Джалала—этого выдающегося христианского деятеля Армении. Все три имени, которые использовал Асан Джалал Дола имеют арабское происхождение, что объясняется арабской традицией укоренившейся в Грузии и Армении со времен Халифата. «Асан» означает по-арабски благородный, «Джалал» — величественный, а «Дола» — щедрый. Примечательно, что все три эпитета как нельзя лучше характеризуют Великого Князя. Как писал Киракос Гандзакеци, автор «Истории Армении» и современник Асан Джалала: «Великий Князь Асан, которого величают Джалал — человек благоверный, честный и из народа армянского (арм. հայ ազգաւ)».
Далее Киракос Гандзакеци пишет в «Истории …»:
«Он [Асан Джалал] был сыном сестры великих Закарэ и Иванэ Закарянов, человеком боголюбивым, добронравным, смиренным, милосердным, любителем бедных и знатоком молебен — таких каких читают в монастырях. Где бы он ни находился неукоснительно исполнял дневную и ночную службу, как в монастыре. Ночь же на воскресенье проводил [обычно] на ногах, в бдении, в память воскресения Спасителя нашего. Он очень любил священников, был любознателен и с радостью читал божественные заветы.»]
Гандзакаци также описывает Хоришах, мать Асан Джалала:
«Благочестивая мать его после смерти своего мужа Вахтанга, называемого также Тангиком, устроив трех своих сыновей — Джалала, Закарэ и Иванэ — отправилась в святой город Иерусалим и провела там долгие годы в покаянии, чем привела в изумление всех, кто видел или слышал о ней, ибо все, что у нее было, она раздала, подобно Елене, жене Абгара, нищим и нуждающимся, и кормилась трудом рук своих. Там она и умерла, и бог прославил [эту женщину] прославившую его: свет в виде свода снизошел над ее могилой, дабы наставить других на путь подобных добрых деяний.»
Великий Князь Асан Джалал Вахтангян был одним из самых выдающихся представителей армянской аристократии своего времени. Он взошел на трон в 1214 г, несколько лет после смерти отца, во времена регентства княгини Доп. Когда вести о монгольском нашествии дошли до Хачена, Асан Джалал вместе практически со всем населением края укрылся в укрепленных местностях на западе своих владений, которые поддерживались неприступными крепостями Хоханаберд и Авкахахац. Монголы не сумели проникнуть на основную террииторию укрепрайона (хотя хитростью завладели одной из крепостей), однако восполнили это тем, что разорили внутренние районы Хачена.
Для того, чтобы остановить нашествие, примерно в 1239 г., Асан Джалал вынужден был признать власть монголов и сделал все, чтобы установить хорошие отношения с вождями Монгольской Империи. К боли самого Великого Князя, это предполагало участие войск Хаченского Княжества в татаро-монгольских кампаниях на территориях Западной Армении и других армянских земель.
Историк Киракос Гандзакеци отмечает, что в данных экспедициях Асан Джалал играл роль посредника между армянскими общинами и татаро-монгольскими военачальниками. Данная посредническая миссия привела к спасению тысяч жизней и архитектурно-культурного наследия покоренных армянских земель. К тому же, Асан Джалал и другие армянские феодалы использовали свои отношения с монголами для сведения счетов со старыми врагами—турками-сельджуками, которые продолжали контролировать некоторые территории Западной Армении.
Для дальнейшего укрепления связей с монголами, Асан Джалал выдал свою дочь Рузукан за военоначальника Бора-ноина — сына верховного коммандующего монгольскими войсками Чармагана. Однако Асан Джалал не забывал и о своих одноплеменниках. Он выдал другую свою дочь, княжну Маму, за Умека, зажиточного армянского купца из западноармянского города Маназкерта. Видимо, Умек пользовался политическим влиянием Великого Князя для продвижения своих коммерческих интересов на Великом Шелковом Пути. Третья дочь, Мина, стала новой женой армянского феодала Тарсаича Орбеляна, владетеля округа Вайоц Дзор в провинции Сюник. Из исторических сведений известно, что Тарсаич Орбелян и княжна Мина имели троих детей: сына Джалала (названного в честь деда), и двух дочерей — Мамкан (названную в честь жены Асан Джалала) и Аспу.]
Хетум I (1226-1270), правитель Армянского Королевства Киликия.
Асан Джалал был особенно известен своими дипломатическими способностями. В своих сношених с монголами он часто находился в роли представителя всей Армении. Историк и современник Асана Джалала, Киракос Гандзакеци, указывает что в 1244 г. Великий Князь способствовал установлению отношений между Монгольской Империей и миссией царя Хетума I-го (правил в 1226-1270), правителя Киликийского Армянского Королевства (1078-1375 гг.). В 1247 г. Хетум I отправляет в Каракорум своего отца и брата — главнокомандующего армянскими войсками Киликии Смбата Гундстабля. По договору, заключённому между сторонами, армяне обязывались снабжать монгольское войско продовольствием и поставлять нужное количество войск для участия в походах. В свою очередь, монгольское командование признавало суверенитет Киликийского Армянского Королевства и обещало оказывать вооружённую помощь армянам в случае нападения на них соседних государств.
Интересно отметить, что корни Хетума I исходили из Арцаха, и он мог быть родственен Асану Джалалу по линии Араншахиков или Михранянов. Как известно, Хетум происходил из рода основанного Ошином Ламбронаци, который, в свою очередь, пересилился в крепость Ламброн горной Киликии из округа Гардман провинции Арцахе в 1070-ые годы.
К концу 1252 г. Монгольская Империя фактически разделилась на два владения под владычеством Монке-хана и Батый-хана, с общими владениями за Амударьей и Кавказом. С помощью своего друга, христианина по вере, Сартака, Асан Джалал совершил две долгие экспедиции в Азию. Сартак, будучи сыном правителя Золотой Орды хана Батыя, помогал своим единоверцам. В 1251 г. Асан Джалал посетил Батыя в его ставке около современной Астрахани. Во время второго путешествия, длившегося долгих пять лет, Асан Джалал посетил Монголию для встречи с ханом Мунке в городе Каракорум.
В ходе встреч с монгольскими ханами, Асану Джалалу удалось договориться о приобретении для Хаченского Княжества статуса тумана — административной единицы Монгольской Империи, находящейся в непосредственном подчинении Великому Хану. Данная привилегия защищала Асана Джалала от высоких налоговых обязательств, а монголам она давала возможность контролировать местных феодалов на окраинах своей империи путем разрушения феодальных иерархий и традиционно-сложившихся вассальных отношений. Статус тумана был пожалован также князьям Орбелянам из соседней армянской провинции Сюник и потомкам князей Закарянов-Долгоруких, которые контролировали северные области Армении.
Однако, несмотря на все дипломатические усилия, отношения между местными христианскими феодалами и монгольскими наместниками медленно, но неуклонно, ухудшались. Главными факторами данного процесса были переход монголов в лоно ислама и возрастающая тяга монгольских наместников к обогащению за счет покоренных народов. Со смертью Сартака, друга Асана Джалала (1256 г.) и хана Мунке (1259 г.), дела в Закавказье пошли из рук вон плохо. Асан Джалал очевидно потерял прямую поддержку из Каракорума и Золотой Орды и попал в зависимость от монгольских наместников Ильханидской Персии. В ответ на непомерные поборы и религиозное давление, в 1260 г. в Закавказье вспыхуло восстание во главе с грузинским царевичем Давидом Нарином (правил в 1259-1270 гг.). Участие в восстании принял также и Великий Князь Асан Джалал Вахтангян.
Летописцы повествуют, что Асан Джалал несколько раз попадал в плен к монголам, но каждый раз его семье удавалось его выкупать. После относительно недолгого противоборства, анти-монгольское восстание было жестоко подавлено, и монгольский остикан (наместник) Аргун приказал арестовать Асан Джалала, заковать его в цепи, и выслать в город Казвин, в Персию. Согласно автору «Истории Армении» Киракосу Гандзакеци, дочь Асана Джалала Рузукан пыталась освободить отца через свои связи с Докуз-хатун, старшей женой хана Хулагу, которая была христианкой. Однако как только Аргун узнал о действиях Рузукан, он отдал приказ пытать Асан Джалала, пытаясь заручиться от него отречением от веры во Христа. В результате чудовищных истязаний, в 1261 г., Великий Князь Хаченский погибает.
Киракос Гандзакеци пишет:
«Дочь же Джалала по имени Рузукан, которая стала женою Бора-ноина, сына Чармагана, первого начальника татар, пошла к жене Хулагу Докуз-хатун, дабы выручить отца своего из рук Аргуна. И нечестивый правитель, узнав об этом, быстро послал палачей и приказал убить ночью святого и праведного мужа сего. И нечестивые палачи растерзали его, подобно святому мученику Иакову, на куски, предали его тем же мукам—да сподобится он его же венца у Бога нашего Христа. Так скончался святой и набожный человек тот, завершив свой жизненный путь и сохранив веру свою, в 710 (1261) году армянского летосчисления.»
Сын Асан Джалала, Атабек-Иванэ, приказал нескольким доверенным ему лицам отправиться в Персию, чтобы привезти оттуда расчлененное тело своего отца. Согласно источникам, останки Асана Джалал были спрятаны неким персом в доме которого содержали Великого Князя во время пыток. Перс рассказал людям Атабека-Иванэ, что после смерти Великого Князя на его растерзанное тело снизошел луч света. Как только перс стал свидетелем этого божественный знака, он спрятал останки Великого Князя в глубоком сухом колодце. По пути домой, люди Атабека-Иванэ рассказали, что тоже наблюдали божественное знамение в виде луча света.
В Хачене тело Великого Князя было предано земле на семейном кладбище князей Вахтангянов возле Гандзасара. Позже, останки Асана Джалала были перезахоронены в вестибюле (гавите) Собора Св. Иоанна Крестителя монастыря Гандзасар, прямо перед входом в Собор Св. Иоанна Крестителя.
Незадолго после своего освобождения от ига турок-сельджуков Армения подверглась первому по счету нашествию татаро-монгольских захватчиков, с 1220 г. по 1232 г. Татаро-монгольские отряды первоначально выполняли разведовательные функции, собирая сведения о Закавказье и проверяя боеготовность армий местных государств. В тот период армяне и грузины сумели оказать достойное сопротивление противнику. Однако, они не смогли остановить натиск врага во время полномасштабного татаро-монгольскoго нашествия в 1235-1236 гг.
После 1236 г., монголы заняли восточную Грузию, контролируемую Закарянами территорию Армении, a также каспийскую провинцию Ширван. Первопричина успеха монголов в Закавказье кроется в ослаблении армяно-грузинского союза после смерти Закарэ Закаряна (1212 г.), царицы Грузии Тамар (1213 г.) и Иванэ Закаряна (1234 г.).
Именно здесь и начинается история монастыря Гандзасар. Многое, что нам известно о Великом Князе сообщает Киракос Гандзакеци — армянский историк и современник Асана Джалала. Сведения о Великом Князе можно найти в следующих главах его «Истории Армении»: «О резне в землях Хаченских и о благочестивом князе Джалале»; «О церкви, которую он построил»; «О смерти благочестивого князя Джалала».
В этот период, Асан Джалал, князь Хоханаберда и Нижнего Хачена, старший сын Вахтанга-II Тангика Вахтангяна и Хоришах Закарян, утвердил свою власть над всей Страной Арцахской. Эти сведения можно подчерпнуть из обширной надписи сделанной на внутренней части северной стены Собора Св. Иоанна Крестителя монастыря Гандзасар в 1240 г. В тексте Асан Джалал Вахтангян называет себя «коренным самодержцем высокой и обширной провинции Арцах» и «царем Хоханаберда». Когда Асан Джалал женился на Мамкан, дочери правителя Царства Бахк (представителя южной ветви династии Араншахиков), ему в наследство перешла вся территория к югу от Хачена вплоть до реки Аракс. В связи с этим Асан Джалал получил титул «Царь Арцаха и Бахка».
Фамильные корни Асан Джалала определяются системой родства аристократических династий Армянского Царства, уходя далеко в глубь истории. Дедом Асана Джалала по отцу был Асан I, князь Атерка (известный также как Асан Великий) — доблестный воин сражавшийся за освобождение Армении от сельджукского ига и правивший обширными территориями на севере Арцаха. Асан I был женат на княгине Маме, дочери Кюрике Багратуни — правителя Дзорагетского Царства. В 1182 г. после блистательной военной карьеры Асан I посвятил себя монашеству в монастыре Дадиванк. Он разделил свои владения на две части, большая из которых была закреплена за отцом Асана Джалала — Вахтангом II Тангиком. Вахтанг II известен тем, что покровительствовал литератору и юристу Мъхитару Гошу, автору знаменитого «Судебника».
Асан Джалал был знаменитым строителем, и остался в истории преимущественно по причине ассоциации его имени с монастырем Гандзасар. Асан Джалал также финансировал реставрацию монастыря Кечарис в центральной Армении (в 15 км от Еревана) в 1248 г., после того как тот был разрушен монголами. Недалеко от Гандзасара, он построил несколько церквей в местности Вачар, включая приходскую церковь (1229 г.) и церковь княгини Мамкан.
Здесь уместно сделать паузу и объяснить происхождение имени Асана Джалала—этого выдающегося христианского деятеля Армении. Все три имени, которые использовал Асан Джалал Дола имеют арабское происхождение, что объясняется арабской традицией укоренившейся в Грузии и Армении со времен Халифата. «Асан» означает по-арабски благородный, «Джалал» — величественный, а «Дола» — щедрый. Примечательно, что все три эпитета как нельзя лучше характеризуют Великого Князя. Как писал Киракос Гандзакеци, автор «Истории Армении» и современник Асан Джалала: «Великий Князь Асан, которого величают Джалал — человек благоверный, честный и из народа армянского (арм. հայ ազգաւ)».
Далее Киракос Гандзакеци пишет в «Истории …»:
«Он [Асан Джалал] был сыном сестры великих Закарэ и Иванэ Закарянов, человеком боголюбивым, добронравным, смиренным, милосердным, любителем бедных и знатоком молебен — таких каких читают в монастырях. Где бы он ни находился неукоснительно исполнял дневную и ночную службу, как в монастыре. Ночь же на воскресенье проводил [обычно] на ногах, в бдении, в память воскресения Спасителя нашего. Он очень любил священников, был любознателен и с радостью читал божественные заветы.»]
Гандзакаци также описывает Хоришах, мать Асан Джалала:
«Благочестивая мать его после смерти своего мужа Вахтанга, называемого также Тангиком, устроив трех своих сыновей — Джалала, Закарэ и Иванэ — отправилась в святой город Иерусалим и провела там долгие годы в покаянии, чем привела в изумление всех, кто видел или слышал о ней, ибо все, что у нее было, она раздала, подобно Елене, жене Абгара, нищим и нуждающимся, и кормилась трудом рук своих. Там она и умерла, и бог прославил [эту женщину] прославившую его: свет в виде свода снизошел над ее могилой, дабы наставить других на путь подобных добрых деяний.»
Великий Князь Асан Джалал Вахтангян был одним из самых выдающихся представителей армянской аристократии своего времени. Он взошел на трон в 1214 г, несколько лет после смерти отца, во времена регентства княгини Доп. Когда вести о монгольском нашествии дошли до Хачена, Асан Джалал вместе практически со всем населением края укрылся в укрепленных местностях на западе своих владений, которые поддерживались неприступными крепостями Хоханаберд и Авкахахац. Монголы не сумели проникнуть на основную террииторию укрепрайона (хотя хитростью завладели одной из крепостей), однако восполнили это тем, что разорили внутренние районы Хачена.
Для того, чтобы остановить нашествие, примерно в 1239 г., Асан Джалал вынужден был признать власть монголов и сделал все, чтобы установить хорошие отношения с вождями Монгольской Империи. К боли самого Великого Князя, это предполагало участие войск Хаченского Княжества в татаро-монгольских кампаниях на территориях Западной Армении и других армянских земель.
Историк Киракос Гандзакеци отмечает, что в данных экспедициях Асан Джалал играл роль посредника между армянскими общинами и татаро-монгольскими военачальниками. Данная посредническая миссия привела к спасению тысяч жизней и архитектурно-культурного наследия покоренных армянских земель. К тому же, Асан Джалал и другие армянские феодалы использовали свои отношения с монголами для сведения счетов со старыми врагами—турками-сельджуками, которые продолжали контролировать некоторые территории Западной Армении.
Для дальнейшего укрепления связей с монголами, Асан Джалал выдал свою дочь Рузукан за военоначальника Бора-ноина — сына верховного коммандующего монгольскими войсками Чармагана. Однако Асан Джалал не забывал и о своих одноплеменниках. Он выдал другую свою дочь, княжну Маму, за Умека, зажиточного армянского купца из западноармянского города Маназкерта. Видимо, Умек пользовался политическим влиянием Великого Князя для продвижения своих коммерческих интересов на Великом Шелковом Пути. Третья дочь, Мина, стала новой женой армянского феодала Тарсаича Орбеляна, владетеля округа Вайоц Дзор в провинции Сюник. Из исторических сведений известно, что Тарсаич Орбелян и княжна Мина имели троих детей: сына Джалала (названного в честь деда), и двух дочерей — Мамкан (названную в честь жены Асан Джалала) и Аспу.]
Хетум I (1226-1270), правитель Армянского Королевства Киликия.
Асан Джалал был особенно известен своими дипломатическими способностями. В своих сношених с монголами он часто находился в роли представителя всей Армении. Историк и современник Асана Джалала, Киракос Гандзакеци, указывает что в 1244 г. Великий Князь способствовал установлению отношений между Монгольской Империей и миссией царя Хетума I-го (правил в 1226-1270), правителя Киликийского Армянского Королевства (1078-1375 гг.). В 1247 г. Хетум I отправляет в Каракорум своего отца и брата — главнокомандующего армянскими войсками Киликии Смбата Гундстабля. По договору, заключённому между сторонами, армяне обязывались снабжать монгольское войско продовольствием и поставлять нужное количество войск для участия в походах. В свою очередь, монгольское командование признавало суверенитет Киликийского Армянского Королевства и обещало оказывать вооружённую помощь армянам в случае нападения на них соседних государств.
Интересно отметить, что корни Хетума I исходили из Арцаха, и он мог быть родственен Асану Джалалу по линии Араншахиков или Михранянов. Как известно, Хетум происходил из рода основанного Ошином Ламбронаци, который, в свою очередь, пересилился в крепость Ламброн горной Киликии из округа Гардман провинции Арцахе в 1070-ые годы.
К концу 1252 г. Монгольская Империя фактически разделилась на два владения под владычеством Монке-хана и Батый-хана, с общими владениями за Амударьей и Кавказом. С помощью своего друга, христианина по вере, Сартака, Асан Джалал совершил две долгие экспедиции в Азию. Сартак, будучи сыном правителя Золотой Орды хана Батыя, помогал своим единоверцам. В 1251 г. Асан Джалал посетил Батыя в его ставке около современной Астрахани. Во время второго путешествия, длившегося долгих пять лет, Асан Джалал посетил Монголию для встречи с ханом Мунке в городе Каракорум.
В ходе встреч с монгольскими ханами, Асану Джалалу удалось договориться о приобретении для Хаченского Княжества статуса тумана — административной единицы Монгольской Империи, находящейся в непосредственном подчинении Великому Хану. Данная привилегия защищала Асана Джалала от высоких налоговых обязательств, а монголам она давала возможность контролировать местных феодалов на окраинах своей империи путем разрушения феодальных иерархий и традиционно-сложившихся вассальных отношений. Статус тумана был пожалован также князьям Орбелянам из соседней армянской провинции Сюник и потомкам князей Закарянов-Долгоруких, которые контролировали северные области Армении.
Однако, несмотря на все дипломатические усилия, отношения между местными христианскими феодалами и монгольскими наместниками медленно, но неуклонно, ухудшались. Главными факторами данного процесса были переход монголов в лоно ислама и возрастающая тяга монгольских наместников к обогащению за счет покоренных народов. Со смертью Сартака, друга Асана Джалала (1256 г.) и хана Мунке (1259 г.), дела в Закавказье пошли из рук вон плохо. Асан Джалал очевидно потерял прямую поддержку из Каракорума и Золотой Орды и попал в зависимость от монгольских наместников Ильханидской Персии. В ответ на непомерные поборы и религиозное давление, в 1260 г. в Закавказье вспыхуло восстание во главе с грузинским царевичем Давидом Нарином (правил в 1259-1270 гг.). Участие в восстании принял также и Великий Князь Асан Джалал Вахтангян.
Летописцы повествуют, что Асан Джалал несколько раз попадал в плен к монголам, но каждый раз его семье удавалось его выкупать. После относительно недолгого противоборства, анти-монгольское восстание было жестоко подавлено, и монгольский остикан (наместник) Аргун приказал арестовать Асан Джалала, заковать его в цепи, и выслать в город Казвин, в Персию. Согласно автору «Истории Армении» Киракосу Гандзакеци, дочь Асана Джалала Рузукан пыталась освободить отца через свои связи с Докуз-хатун, старшей женой хана Хулагу, которая была христианкой. Однако как только Аргун узнал о действиях Рузукан, он отдал приказ пытать Асан Джалала, пытаясь заручиться от него отречением от веры во Христа. В результате чудовищных истязаний, в 1261 г., Великий Князь Хаченский погибает.
Киракос Гандзакеци пишет:
«Дочь же Джалала по имени Рузукан, которая стала женою Бора-ноина, сына Чармагана, первого начальника татар, пошла к жене Хулагу Докуз-хатун, дабы выручить отца своего из рук Аргуна. И нечестивый правитель, узнав об этом, быстро послал палачей и приказал убить ночью святого и праведного мужа сего. И нечестивые палачи растерзали его, подобно святому мученику Иакову, на куски, предали его тем же мукам—да сподобится он его же венца у Бога нашего Христа. Так скончался святой и набожный человек тот, завершив свой жизненный путь и сохранив веру свою, в 710 (1261) году армянского летосчисления.»
Сын Асан Джалала, Атабек-Иванэ, приказал нескольким доверенным ему лицам отправиться в Персию, чтобы привезти оттуда расчлененное тело своего отца. Согласно источникам, останки Асана Джалал были спрятаны неким персом в доме которого содержали Великого Князя во время пыток. Перс рассказал людям Атабека-Иванэ, что после смерти Великого Князя на его растерзанное тело снизошел луч света. Как только перс стал свидетелем этого божественный знака, он спрятал останки Великого Князя в глубоком сухом колодце. По пути домой, люди Атабека-Иванэ рассказали, что тоже наблюдали божественное знамение в виде луча света.
В Хачене тело Великого Князя было предано земле на семейном кладбище князей Вахтангянов возле Гандзасара. Позже, останки Асана Джалала были перезахоронены в вестибюле (гавите) Собора Св. Иоанна Крестителя монастыря Гандзасар, прямо перед входом в Собор Св. Иоанна Крестителя.
Комментарии
Отправить комментарий