🔴 МОНАСТЫРЬ ГОШАВАНК
    Гошава́нк (арм. Գոշավանք), Нор Гети́к (арм. Նոր Գետիկ) — армянский средневековый монастырский комплекс XII—XIII веков в селе Гош в Армении. Photographer 📸 Serg Brandys История Монастырь был построен известным вардапетом (доктором теологии) Мхитаром Гошем недалеко от руин монастыря Гетик, разрушенного землетрясением в 1188 году. Монастырь первоначально был назван Нор Гетик (Новый Гетик), а в 1213 году был переименован в Гошаванк. Гошаванк был одним из наиболее знаменитых религиозных и учебных центров средневековой Армении, где на протяжении 25 лет жил и вел свою деятельность великий армянский ученый, правовед и хроник Мхитар Гош (1130 -1213 г.). Мхитар Гош был одним из великих умов своего времени – правовед, теолог, хроник, баснописец и педагог. Он был настолько известен благодаря своей мудрости, что к нему приезжали многие (даже доктора теологии и другие ученые) с далеких мест для обучения у него. Гош является автором многочисленных работ, в числе которых “Свод законов”, считающийся одним из великих достижений правоведения, любимые многими популярные басни, множество молитв, священных песнопений, теологических трактатов и исторические труды. Он пользовался большим уважением среди политических и государственных деятелей своего времени и был наперсником и советником Закаре II Великого Закаряна. Строительство монастыря Гошаванк было начато в 1188 году и закончено в конце XIII века. Летописцы отмечают, что Мхитар и его последователи сначала возвели маленькую деревянную церковь в честь Святого Иоанна Крестителя (Св. Карапет), а затем в 1191 году заложили фундамент церкви Св. Аствацацин. Проект постройки монастыря был реализован многими талантливыми архитекторами, плотниками и каменщиками. Однако до нас дошли имена лишь трех мастеров – это зодчий Мхитар, его ученик Ованес и скульптор Погос, создатель прекраснейшего хачкара Гошаванка.
      Церковь Св. Григора Лусаворича Церковь Св. Григора Лусаворича была заложена в 1237 году и завершена в 1241 князем Григором-Тха, внуком князя Вахтанга из Атерка. Прозвище «Тха» (“Сын”) Григор приобрел будучи ребенком, когда был усыновлен Захарянами. Церковь представляет собой однонефное сводчатое сооружение, и, благодаря своему богатому внутреннему убранству, она была прозвана Киракосом Гандзакеци “зарманакерт” (“поразительная”). Несмотря на маленький размер церкви, она выделяется во всем комплексе Гошаванка, а ее убранство является одним из самых впечатляющих образцов армянского средневекового декоративного искусства. Архитектурное решение церкви выделяется элегантными арками, богато украшенным тимпаном входа, тонкой резьбой на обрамлении окон и устремленными вверх полуарками. Затейливые узоры, особенно переходы от арок к стенам, вызывают ощущение того, что церковь кажется больше по размеру и устремлена ввысь линией арок. Окна на восточной и западной стене совершенно уникальны. Обратите внимание на тимпаны над западными окнами, украшенные деталями и переплетенными стеблями цветов и розетками. Интерьер церкви также роскошен. Алтарь представлен разнообразными лейтмотивами украшений – арки, геометрические узоры, трилистники и круги. Колонны апсиды покрыты резьбой с переплетающимися между собой лентами. В украшении церкви, и особенно над ее дверью, нашли широкое применение орнаменты с изображениями растений.
        Хачкар Погоса (Павгоса) Хачкары, созданные мастером камнетесом Погосом в Гошаванке, занимают особое место в искусстве изготовления хачкаров. Наилучшие из его работ – два тончайшей “кружевной” работы хачкара («асехнагорц»), установленные по двум сторонам у западного входа церкви Св. Григора Лусаворича. Один из хачкаров в 1935 году был перенесен в Государственный Музей истории Армении. Хачкар, оставленный в Гошаванке, был поставлен в 1291 году. Имя его создателя выбито на левой звезде внизу. Этот хачкар является подлинным произведением искусства: кружевные узоры и орнаменты вырезаны в многослойной замысловатой композиции камня так, что, кажется, он воспарил над своим основанием. “Кружево” орнамента изящно и плавно меняется, следуя за взглядом, скользящим вокруг креста на камне. Примечательно то, что ни один из элементов и кружевных узоров на поверхности хачкара не повторяется. Крест сидит на орнаментированной розетке, над которой изображено Древо Жизни, а обрамление хачкара состоит из шестиконечных звезд. Один из хачкаров стоит у склепа Мхитара Гоша.
          Притвор Этот притвор (1197-1203 годы) примыкает с западной стороны к церкви Св. Аствацацин и имеет центральную композицию с четырьмя колоннами. В центре перекрытия установлен восьмигранный купол с “ердиком”. Строительство притвора было начато на средства братьев Закарянов сразу после возведения церкви Св. Аствацацин. Зодчим сооружения стал Мхитар Плотник, который был архитектором первой деревянной церкви Св. Григора Лусаворича в Гошаванке, церкви Св. Аствацацин и часовни Св. Рипсиме и первоначального деревянного здания скриптория. Имя этого мастера было увековечено в надписях церкви Св. Аствацацин, притвора и церкви Св. Рипсиме. Конструкция притвора повторяет композицию перекрытия крестьянских домов того времени («азарашены»), где шатровая кровля из бревен имела световое отверстие в ней. В Гошаванке строители заменили бревна на резной работы камни, тем самым достигнув более совершенного результата. Притвор этот имеет маленькие приделы в восточном конце. Церковь Св. Аствацацин Главная церковь Св. Аствацацин была построена в 1191 - 1196 годах на средства князя Вахтанга из Атерка (Арцаха) и его жены Арзухатун. Киракос Гандзакеци, который учился и творил в Гошаванке в XIII веке и является автором работы «История армян», так описывает Нор Гетик и его благодетелей: «В Новом Гетике выше монастыря построили малую церковь во имя Святого Карапета Иоанна, крестившего Христа, величайшего из родившихся от женщин. Тогда они заложили основание славной церкви, построенной из тесаных камней и [увенчанной] небесным куполом, дивным для взора. [Сооружение] было начато в году 640 [1191], через четыре года после взятия Иерусалима Саладином, и завершено на пятый год… …Построил Мхитар Вардапет вместе с общиной верующих и с помощью Вахтанга Хаченаци, правителя Атерка и его братьев Григора, Григориса, Хойдана, Васака и других благочестивых князей, Давида и Садуна (сыновей Курда), а также их сестры Арзухатун (жены Вахтанга из Атерка). …Провели празднество открытия церкви при большом сборе народа. Тут были и Ованес, епископ Ахпата, добродетельный и святейший человек, и множество священников и других духовных лиц. И они освятили церковь и окрестили ее именем Св. Аствацацин (Богоматери)». Портал церкви был пристроен в 1197 году зодчим Мхитаром Плотником. Церковь имеет композицию купольного зала с двумя арками, а по сторонам главного алтаря находятся двухэтажные приделы. Архитектор тщательно продумал сочетание выступающих колонн, сводчатых проходов и обрамлений, украшенных формами раковин, розетками и геометрическими узорами. Тимпан входа выполнен в виде арки с символом солнца. На стенах церкви вытесаны кресты и надписи, а на западном фасаде - солнечные часы.
            Часовня-аудитория В исторических источниках упоминается наличие уже в начале XIII столетия школы, которая называлась одновременно и школой, и университетом, и семинарией. Предположительно, школа находилась именно в этом здании, которое для священослужителей являлось и часовней, и аудиторией. Это просторное сооружение построено из циклопических грубых камней, что было необычным для того времени. Здание явилось поводом многочисленных дискуссий специалистов. Громадные размеры и расположение оснований деревянных колонн намекают на то, что сооружение имело шатровую крышу с тремя уклонами, которая несла на себе конструкцию из пересекающихся арок. В академии Гошаванка преподавали армянский и иностранные языки, грамматику, философию, обучали письму и рисунку миниатюр и другие предметы. Здесь учились и творили многие видные ученые, среди которых был известные доктора теологии Ванакан Вардапет, Киракос Гандзакеци, Вардан Аревелци, которые в дальнейшем в своих школах продолжали традиции гошаванкской академии. Скрипторий - колокольня Скрипторий-колокольня примыкает с севера к притвору и соединяется с нею галереей. Здание скриптория из нетесанных больших камней с деревянными верхними этажами (разрушенными в дальнейшем) и имеющая с западной стороны общий с ним вход часовня были построены по Киракосу Гандзакеци до 1241 года, во время священнослужения Отца Мартироса. В дальнейшем верхний этаж скриптория был заменен системой перекрещивающихся арок, куполом с ердиком, а над ним в 1291 году был построен второй этаж (архитекторы Григор и Закиос). Скрипторий служил книгохранилищем и библиотекой и, в то же время, являлся помещением, где создавались манускрипты. Второй этаж скриптория снаружи и изнутри имеет крестообразный план. В скрипторий на втором этаже можно попасть с двух сторон по каменным консольным ступеням. Крылья креста имеют навесы, а центральная часть – ротонду (звонницу), которая не сохранилась.
              Церковь Св. Григора Церковь Св. Григора (1208-1231 годы) расположена к югу от почти идентичной церкви Св. Аствацацин. Построена после смерти Мхитара Гоша настоятелем монастыря Мартиросом и его братом Григором. Это каменное сооружение было, вероятно, построено на том же самом месте, где до того стояла деревянная церковь Иоанна Крестителя. Согласно историкам, возведение церкви было приостановлено во время набегов Джалал-аль-Дина. Эта церковь сходна с церковью Св. Аствацацин своим крестово-купольным планом с четырьмя приделами по углам. В толще ее восточной стены имеется часовня с полукруглой апсидой, нынешний купол которой (ХХ век) является копией первоначального купола, не дошедшего до наших дней. В этих двух церквях было применено новое по тем временам архитектурное решение с контрфорсами, предназначенными принять на себя вес свода и защитить его от сейсмических толчков. В результате такого решения получились ниши вдоль всех стен церкви, за исключением одной - западной, в которой находится вход в церковь. На тимпане входа сохранена надпись. Подобное противосейсмическое решение явилось гениальным нововведением в активной сейсмической зоне для проектирования церковных сооружений в Армении. На примере Гошаванка видно, что, несмотря на то, что сильное землетрясение разрушило купол, стены тем не менее устояли. Часовни Часовни Св. Рипсиме и Св. Аракелоц были построены в 1208 году Мхитаром Гошем между церквями Св. Григора Лусаворича и Св. Григора, а их небольшие помещения были объединены под одной крышей. Хотя строительство церкви приписывают Мхитару Плотнику, возможно, ее возводил его протеже Ованнес, который упомянут в надписи притвора как самый любимый ученик своего учителя. В восточной стене каждой из часовен имеются подковообразные апсиды с окнами, которые устроены так, что пропускают на заре солнечные лучи.
                Церковь Св. Геворга Эта маленькая кубическая часовня возведена на южном склоне холма монастыря у мавзолея Мхитара Гоша. Согласно надписи на ее куполе она построена в 1254 году архимандритом Хачатуром и Барсегом. Говорят, что часовня сооружена на том месте, где Мхитар Гош в аскетической обстановке провел последние дни своей жизни, продолжая обучение и составление манускриптов до самой своей смерти в 1213 году. Мавзолей Мхитара Гоша К западу от церкви Св. Геворга и вверх по склону холма стоит часовня-мавзолей Св. Вознесения, выстроенная Мхитаром Гошем, где он похоронен сам. У входа в сооружение когда-то стояли два хачкара, от которых сохранились только фрагменты. Вокруг же самого сооружения лежат бесчисленные надгробные камни и фрагменты хачкаров. Неподалеку находилась деревянная церковь Святого Духа, которую Гош построил в последние годы своей жизни. Его современник Киракос Гандзакеци (автор «Истории Армении» XIII века) так описывает последние годы жизни и смерть Гоша: “Как любил Мхитар пустынные и незаселенные места, так и поселился на расстоянии от монастыря. Там он построил маленькую деревянную церковь во имя Святого Духа. В преклонные годы свои чуть выше монастыря и справа от него построил он церковь для своей могилы. Сделана она была из обработанных камней и известняка и названа в честь Вознесения Христова... … прожив блаженную жизнь, он с верой в душе достиг своей глубокой старости. И, узрев, что угасла сила его телесная, и готов воссоединиться он с праотцами, собрал тогда монашескую братию Нор Гетика, которая разделяла с ним все трудности церкви и монастыря, и благословил их всех и учеников своих во имя Господа. Выбрав среди них одного по имени Мартирос, который обучался у него и был близок с ним, назначил того главою над ними. Мартирос был молод, но совершенен в своей мудрости, сладкоголосен в исполнении молитвенных песен, великоумен в чтении и быстрый в письме. Мхитар повелел ему руководить общиной. И написал он завещание великому азарапету Иване, брату Закаре, и вверил ему монастырь и его настоятеля. А он, убеленный сединою и в преклонном возрасте, отошел от мира сего к Христу. Настоятель монастыря Мартирос вместе с монастырской братией красиво оргнизовал все необходимое для духовного и физического покоя Мхитара. Они похоронили его перед входом в маленькую церковь с восточной стороны. И до сих пор могила Мхитара помогает страждущим от боли, которые находят умиротворение в его молитвах и в вере. И люди всегда берут горсть земли отсюда, чтобы лечить больных людей и животных во имя Господа, который прославляет и на этом и на том свете тех, кто славит Его, ”.

                Комментарии

                Популярные сообщения из этого блога

                «ԵԿԵՂԵՑԻՆ ՀԱՅԿԱԿԱՆ» - երգ, խոսք՝ ՎԱՀԱՆ ԹԵՔԵՅԱՆԻ Դաշնակահար` ԱՆԱՀԻՏ ՄԵ...